РЕЙТИНГ ПОЛИТИЧЕСКИХ БОТОВОДОВ СРЕДИ ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ
10 сентября 2017 года в России прошел единый день голосования. В 82 субъектах Российской Федерации состоялись более 5800 избирательных копаний и 242 референдума местного уровня, в том числе выборы глав 16 регионов. Несмотря на невысокую явку, которая по данным ЦИК в среднем по стране составила 28,7%, нельзя не отметить возросший интерес медиаресурсов к голосованию.
По итогам голосования, на губернаторских выборах победили все кандидаты от «Единой России», а Москве хорошие результаты показала оппозиция (представители партии «Яблоко» и независимые кандидаты). Таким образом, в столичном регионе парламентские партии заметно ухудшили свои показатели.
Эксперты Российского исследовательского агентства блогеров выдвинули гипотезу о связи результатов выборов с медиа-работой партий в предвыборный период. В настоящее время абсолютно все парламентские партии присутствуют и ведут активную работу в интернет-пространстве, в том числе в социальных сетях.
РИАБ провело уникальное исследование аудитории сообществ партий в соцсетях с целью выявить процентное соотношение «живых» и накрученных подписчиков на этих страницах.
В рамках исследования была проанализирована аудитория четырех парламентских партий в пяти социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram, Twitter, Facebook):
• «Единая Россия»
• Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)
• Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)
• «Справедливая Россия»
Методология:
Эксперты вычислили коэффициент ER – показатель, отражающий активность подписчиков на официальных страницах политических партий в соцсетях. Таким образом, была проверена вовлеченность аудитории сообществ. Если публикации в профиле партии имели коэффициент ER менее 15%, то аналитики делали вывод о том, что аудитория страницы была накручена.
Кроме того, специалисты РИАБ провели более глубокий анализ аудитории сообществ. Для этого был рассчитан коэффициент активных подписчиков, на основе которого делался вывод о «качестве» аудитории.
Аудиторные показатели актуальны по состоянию на 14 сентября.
Результаты исследования:
Лидером по «мертвым душам» (закупке неживых подписчиков) является партия КПРФ – 63,5% аудитории коммунистов во всех социальных сетях оказалась «накрученной». Заявленная суммарная аудитория коммунистической партии составляет почти 133 тысячи человек, в то время как реальная – чуть более 48 тысяч подписчиков во всех аккаунтах, из них 33 тысячи приходятся на Twitter.
«Единая Россия» остается партией с наибольшим количеством подписчиков в социальных сетях, даже после вычета ботов (52%) – реальная аудитория социальных площадок партии власти в интернете насчитывает более 155 тысяч пользователей. При этом, наиболее «живой» аккаунт у ЕР в «Одноклассниках» – всего 17,5% ботов. Самый накрученный аккаунт у единороссов – Instagram: более 87% ботов (23 тысячи «мертвых душ»).
Благодаря высокому уровню накрутки у КПРФ, ЛДПР смогла обогнать коммунистов по реальной аудитории. У либеральной партии Владимира Жириновского более 133 тысячи живых подписчиков. Уровень накрутки составляет 43,5%. Как и у единороссов, больше всего «живых» сторонников ЛДПР обитает в «Одноклассниках» (более 36 тысяч человек).
«Справедливая Россия», хоть и обладает наименьшей аудиторией из парламентских партий во всех социальных сетях (12,5 тысяч реальных подписчиков), оказалась наиболее честной в контексте применения серых интернет-технологий: мертвых душ у эсеров 31,7%. Самая развитая площадка – Facebook (5 тысяч «живых» сторонников).
По итогам исследования было сделано несколько ключевых выводов:
• Instagram оказался социальной сетью, в которой присутствует наибольшее количество ботов на официальных страницах политических партий;
• В социальной сети «Одноклассники» было обнаружено наибольшее количество «живых» подписчиков в официальных группах политических партий;
• Больше всего «мертвых душ» среди подписчиков обнаружено в сообществах КПРФ;
• «Единая Россия» оказалась партией с наибольшей «живой» аудиторией даже после вычета ботов.
Мнение экспертов:
«Стоит обратить внимание на работу «Единой России» и ЛДПР в немодной у маркетологов социальной сети «Одноклассники». Многие диджитал-агентства и бренды со скепсисом относятся к этой площадке, теряя взрослую аудиторию. Эти политические партии, столкнувшись с либеральными пользователями Facebook и сложными для себя механизмами продвижения во «ВКонтакте», выбрали для себя «Одноклассники» – именно там, надо констатировать, находится их целевая возрастная аудитория избирателей, и не прогадали», – говорит директор аналитической службы РИАБ Кирилл Танаев.
«Если анализировать аудитория крупнейших политических партий в социальных сетях, то бросается в глаза обилие подписчиков в социальной сети Twitter. Это в первую очередь связано с тем, что до середины 2016 года партии, хоть и говорили о работе в интернете, по факту не уделяли этому вопросу достаточно времени – отсюда популярность площадки, которая была востребована для коммуникации в 2012 году, а на сегодняшний день для госкомпаний и политических партий превратилась в своеобразную RSS-ленту», – отмечает эксперт РИАБ Антон Кинаев.