Блогеры

Чемпионат мира по футболу 2018: кто заработал больше всех подписчиков?

Чемпионат мира по футболу – крупнейшее спортивное и медийное событие, которое всегда привлекает дополнительно внимание к стране, в которой оно проводится, и футболистам ее сборной. ЧМ2018 не стал исключением. 

РИАБ проанализировал всплеск интереса к игрокам сборной России, выраженный в виде активности вокруг Instagram-аккаунтов игроков.


Период исследования: июнь – октябрь 2018


В рамках проведенного исследования активность пользователей анализировалась по двум ключевым показателям: прирост подписчиков в абсолютном и в процентном соотношении. Подсчет абсолютных чисел позволяет оценить, какой конкретно футболист вызвал наибольший интерес у российской и иностранной аудитории, тогда как процентное соотношение показывает, какой конкретно игрок «раскрутился» на ЧМ2018 больше остальных. В данном исследовании представлены обе стороны вопроса.

Отдельно специалисты РИАБ изучили активность пользователей по завершению Чемпионата мира по футболу 2018, чтобы выяснить, насколько длительными оказались эффекты от этого медиа-всплеска.


1. Активность во время ЧМ2018 

Рейтинг прироста подписчиков в Instagram у игроков сборной России за период ЧМ2018 в абсолютном выражении.


Если говорить о числах абсолютных, то безусловным лидером рейтинга прироста подписчиков стал нападающий клуба «Зенит» и российской сборной Артем Дзюба. За время чемпионата аудитория его Instagram-аккаунта выросла в 5 раз: более, чем на 920 тыс. человек, и составляет на сегодняшний день 1,28 млн подписчиков. Футболист ярко провел матчи сборной, стал лидером ЧМ по количеству выигранных единоборств в воздухе (41) и благодаря неординарному контенту в социальных сетях завоевал титул народного любимца.

На втором месте по росту аудитории – полузащитник испанской «Валенсии» Денис Черышев. База подписчиков футболиста выросла на чуть менее, чем 500 тыс человек и сегодня составляет более 1,3 млн. Черышев забил четыре гола на ЧМ 2018 и делит с этим показателем 2-4 место в списке лучших бомбардиров ЧМ 2018 с Криштиану Роналду и Ромелу Лукаку.

Замыкает тройку лидеров полузащитник московского «ЦСКА» Александр Головин. На ЧМ2018 он забил один гол и провел две результативные передачи, став таким образом открытием чемпионата мира по футболу по версии авторитетного британского журнала FourFourTwo. Аудитория футболиста за ЧМ увеличилась на 330 тыс. человек и сейчас составляет чуть более 500 тыс. подписчиков.

На четвертой позиции – нападающий московского «Локомотива» и сборной Федор Смолов. Нападающий не смог забить гол в серии пенальти финального для сборной матча и под конец соревнований настроил этим против себя аудиторию Instagram. Выступление за национальную команду принесло ему немногим меньше подписчиков, чем Головину – тоже чуть больше 330 тыс. Общая аудитория аккаунта футболиста – 644 тыс. человек.

 На пятом месте рейтинга – защитник московского «ЦСКА» Марио Фернандес, один из самых результативных игроков сборной (хотя он, как и Смолов, не смог забить в серии пенальти). Ему чемпионат принес около 160 тыс. подписчиков, а всего у игрока их сейчас почти 250 тыс.


Рейтинг прироста подписчиков в Instagram у игроков сборной России за период ЧМ2018 в процентном выражении.

Если же взглянуть на рейтинг с точки зрения роста в процентах, то ситуация выглядит несколько иначе: больше остальных «раскрутились» те футболисты, у которых аудитория до чемпионата была небольшой. 

Тут первое место занял защитник «Ахмата» Андрей Семенов – его аудитория выросла больше, чем на 600%. Хоть и составляет при этом всего чуть менее 7тыс. человек.

На втором месте центральный защитник московского «Спартака» Илья Кутепов, у него подписчиков стало больше на 570%, а всего их 37 тыс.

А вот на третьей строчке – Артем Дзюба, аудитория которого выросла на 520%. Таким образом, можно смело утверждать, что именно Дзюба больше всех «хайпанул» на Чемпионате мира в России.

Четвертое место занял защитник петербургского «Зенита» Игорь Смольников – его аудитория выросла на 478% и сейчас составляет чуть больше 50 тыс человек.

Замыкает пятерку лидеров еще один футболист с популярным аккаунтом в Instagram – Александр Головин. Его аудитория выросла на 396%.


Стоит также отметить, что не у всех популярных футболистов есть аккаунты в Instagram. Например, нет его у одного из несомненных героев чемпионата, вратаря Игоря Акинфеева. Тем не менее, есть достаточно популярная страница голкипера, которую ведут его фанаты: @akinfeevigor, на ней более 400 тыс подписчиков.


О причинах роста подписчиков


Анализ показывает – рост подписчиков в Instagram напрямую связан с победами нашей сборной и действиями игроков на поле.

К примеру, после победы над Испанской сборной (период с 1-го по 3-е июля) на аккаунт Артема Дзюбы подписалось 113 тыс. болельщиков, а Александра Головина - 46 тыс.

Однако это далеко не единственный фактор: существенный прирост произошел после эмоциональной трансляции встречи игроков сборной с болельщиками на Воробьевых горах, которая прошла на следующий день после досадного поражения в матче со сборной Хорватии. К примеру, за два дня 8-го и 9-го июля количество подписчиков у Артема Дзюбы увеличилось в два раза, прирост составил 424 тыс., а у Александра Головина – 102 тыс. 

При этом, очевидно, что в период футбольной эйфории аудитория сборной РФ слабо реагировала на внефутбольные новости. Так, скандал с чрезвычайно популярной в сети телеведущей и певицей Ольгой Бузовой (ее аккаунт в Instagram – самый популярный в России) и ее заявление о готовности выйти замуж за игрока сборной Дениса Черышева практически никак не повлияло на количество его подписчиков — в период с 7 по 8 июля, когда произошел скандал, не замечено существенного роста.

Анализ активности Instagram-аудитории Артема Дзюбы показывает, что интерес к игроку вызван не только продуктивной игрой на ЧМ 2018, но и ярким характером игрока: и то, как игрок отдавал честь тренеру Станиславу Черчесову, и то, как нападающий плакал после матча с Хорватией, очень понравилось аудитории и разлетелось по всему интернету.

Нельзя не упомянуть и про эпизод с песней «Мало Головин» Ольги Бузовой, пропетой комментатором на матче «Россия – Хорватия». Этот момент тут же стал «мемом» и быстро распространился по сети. Сам Головин лишь посмеялся с командой над этой пародией, не акцентировав особого внимания на ситуации.

2. Рост после ЧМ 2018: 15 июля - 22 октября. 


Ожидаемо, после окончания Чемпионата мира темпы роста подписчиков игроков резко снизились. Больше всех выделился Федор Смолов: в сети началась настоящая травля футболиста, в результате которой он начал терять аудиторию ежедневно.

Что же касается всех остальных, то если во время Чемпионата мира прирост аудитории исчислялся сотнями тысяч, то в данный момент на фоне Лиги наций лишь армия фанатов Артема Дзюбы продолжает увеличиваться, что прежде всего связано как и с отложенным эффектом от роста подписчиков и шума вокруг ЧМ 2018, так и активности в СМИ после ЧМ: получение премии «Человек года» журнала GQ, назначение капитаном сборной на время отсутствия Акинфеева. Такой же динамичный рост подписчиков показывает Александр Головин, что можно связать с трансфером во французский клуб «Монако» и освещением этого события в СМИ.

Итоги:

Чемпионат мира по футболу — магнит для аудитории. Однако основой роста популярности российских футболистов стало хорошее выступление сборной.

Несмотря на то, что во время Чемпионата мира по футболу к российской аудитории проявил внимание весь мир, рост ее популярности, в первую очередь, объясняется тем, что она показала неожиданно хороший результат: дошла до четвертьфинала и победила несколько сильнейших команд мира. Таким образом, российские футболисты, которыми в России многие были недовольны, стали национальными героями.

Более того, неожиданно хорошее выступление сборной привлекло к этой теме аудиторию, которая раньше футболом не интересовалась вообще – этим и объясняется, что больше всех подписчиков набрали наиболее результативные игроки. Ведь именно на них подписывались те, кто впервые услышал эти имена из новостей о победах сборной.

То есть основной рост аудитории игроков обеспечили именно русскоговорящие болельщики, а не иностранцы.

При этом, нельзя не учитывать и то, что важную роль для аудитории играет и характер отдельных игроков.

Так, эмоциональное интервью Артема Дзюбы после поражения сборной получило широкое распространение, так как нашло отклик у людей и привело еще больше фанатов на его страницу, сделав Дзюбу самым любимым игроком из Сборной России.

Это же сыграло роль в том, что аккаунт нападающего продолжил развиваться и после окончания Чемпионата: на волне народной любви игрок продолжил участвовать в различных активностях, которые принесли ему дополнительную славу.

Стоит отдельно отметить, что медиа-всплеск от ЧМ2018 оказался достаточно коротким: после того, как поток новостей о победах и поражениях сборной иссяк, аудитория достаточно быстро потеряла интерес к теме и перестала активно подписываться на аккаунты футболистов.